saidpvo (saidpvo) wrote,
saidpvo
saidpvo

Categories:

Демонстрационный центр ФГУП "ЦАГИ"

1 декабря 1918 года - дата образования ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» — одного из крупнейших в мире центров авиационной науки. Впервые в мировой практике в Институте были объединены фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.
К 103-й годовщине "ЦАГИ" предлагаю познакомиться с Демонстрационным центром Института, в котором интересно, доходчиво и наглядно рассказывается о более чем столетней истории организации и о её современном развитии. Рекомендую к посещению всем любителям авиации, космонавтики и просто технки.

1. Отцы-основатели Института.
Основатель ЦАГИ — профессор Императорского технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский — обладал очень глубокими познаниями в высшей математике и инженерных науках. Неудивительно, что вокруг этого человека сплотился коллектив студентов, одержимых идеей практического воздухоплавания. Его теоретические работы в области авиации, практический опыт создания аэродинамических труб в МГУ, ИМТУ и Кучино и проводившиеся в этих лабораториях исследования послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.
H18A1790
2.
В 1918 г. студенты и ученики Н.Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно — ЦАГИ) начал работу. После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник — С. А. Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.
В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно — высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов. В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период1924—1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.
H18A1793
3.
Интенсивная работа института, направленная в предвоенные годы, в первую очередь, на прогресс самолетостроения, проходила в тесном сотрудничестве с ОКБ и заводами. Еще в 1925 г. были завершены работы по формированию «Норм прочности самолетов» — важнейшего для развития авиации документа, который впоследствии постоянно совершенствовался по мере эволюции авиационной техники.
Для помощи конструкторам в ЦАГИ в 1937 г. был выпущен первый том «Справочника для конструкторов», в котором были систематизированы требования по аэродинамике самолета. «Гидромеханика гидросамолета» и «Прочность самолета» были изданы II и III томами в 1938–1939 гг. В условиях военного времени в 1943 г. ЦАГИ выпустил фундаментальное издание — «Руководство для конструкторов». Так результаты фундаментальных исследований внедрялись в повседневную работу конструкторов и проектантов, закладывая прочную основу научного подхода к самолетостроению.
H18A1795
4.
Макет бомбардировщика "Илья Муромец"
H18A1798
5.
Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института. Площадку для строительства нового комплекса экспериментальных установок выбрали в пойме Москвы-реки неподалеку от дачной платформы Отдых. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших труб Т-101 и Т-104. Совершенно новой установкой стала аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая получать большие околозвуковые скорости.
Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе времени название Стаханов. Вскоре поселок стал городом центрального административного подчинения, который нарекли Жуковским, в честь основателя ЦАГИ. В 30–40-е гг. от ЦАГИ отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.), СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций.
H18A1802
6.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка. Естественно, особое внимание уделялось, в первую очередь, практическим запросам в соответствии с единственно правильным в то время лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Но не останавливались и фундаментальные исследования, благодаря которым в первые послевоенные годы отечественная авиация совершила революционный скачок в область сверхзвуковых скоростей.
H18A1805
7.

H18A1807
8.
H18A1809
9. Макет Як-4
H18A1814
10. Действующий макет аэродинамической трубы для испытаний на флаттер
H18A1816
11. Подробнее об истории "ЦАГИ" - https://www.tsagi.ru/institute/history/
H18A1746
12.
Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия ЦАГИ. Более того, очередное расширение экспериментальной базы института, прошедшее на рубеже 1950–1960-х гг., было направлено как раз на создание новых установок, обеспечивающих гиперзвуковые скорости потока и моделирующих такие сложнейшие процессы, как аэродинамический нагрев при входе летательного аппарата в атмосферу, распространение ударных волн и многое другое. Была построена целая серия газодинамических установок и аэродинамических труб, рассчитанных на достижение скоростей обтекания в диапазоне чисел М=8—20; лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на выносливость; усовершенствовалась энергетическая база института.
H18A1769
13.
Этапными для института стали исследования аэродинамики и динамики полета самолетов с крылом изменяемой геометрии. Успешно решив проблемы устойчивости и управляемости, прочности и аэроупругости и доказав преимущества подобной компоновки, ЦАГИ дал путевку в жизнь таким многорежимным самолетам, как МиГ-23, Су-24 и Ту-160.
Проведение исследований по этим и другим машинам стимулировало развитие вычислительной базы института и формирование направления численных методов расчетов в газодинамике и прочности.
В конце 1960-х гг. развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения с высокой тяговооруженностью и маневренностью. Исследования вопросов нестационарной аэродинамики, новых компоновок с несущим фюзеляжем и управления вихревой структурой крыла воплотились в самолетах МиГ-29 и Су-27, продемонстрировавших непревзойденные маневренные качества и боевой потенциал.
H18A1777
14.
Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и транспортных самолетов нового поколения Ил-96,Ту-204 и Ан-124. Применение сверхкритических профилей позволило улучшить аэродинамические характеристики крыла и, как следствие, повысить экономичность этих самолетов. Решение проблемы флаттера самолетов Ил-96 и Ту-204, напрямую связанное с безопасностью полетов, было найдено в результате совместных исследований ЦАГИ, ЛИИ и ОКБ.
H18A1779
15. Истребители ОКБ Сухого 
H18A1788
16. Самолеты КБ Антонова
H18A1822
17. Продувочная модель бомбардировщика М-50
H18A1666
18. и его дальнейшего развития
H18A1671
19. Ту-144 и Як-42
H18A1676
20. Чудо мясищевской конструкторской мысли, никогда не воплощенное в железе
H18A1686
21. Один из первых вариантов среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204 - советский "Трайстар" или "Трайдент"
H18A1691
22. Вертолет В-12
H18A1698
23.
H18A1705
24.
H18A1707
25. Ан-72
H18A1723
26. Продувочная модель сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144
H18A1763
27.
H18A1720
28.
Самой крупномасштабной работой двух последних десятилетий, проведенной с привлечением всех подразделений института, стало создание воздушно-космического самолета «Буран». Достаточно сказать, что для исследования его теплозащиты была построена натурная тепло-прочностная вакуумная камера ТПВК диаметром 14 м и длиной 30 м! Были решены проблемы акустической прочности, построения алгоритмов автоматической системы управления и многое другое. Блестящий летный дебют «Бурана» состоялся за полмесяца до семидесятилетия ЦАГИ.
H18A1728
29.
H18A1730
30. Продувочная модель ракетно-космической системы "Энергия-Буран"
H18A1745
31. Перспективные разработки ФГУП "ЦАГИ"
H18A1749
32.
H18A1754
33. Перспективные сверхзвуковые летательные аппараты нового поколения
H18A1737
Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ

Адрес: 140181, г. Жуковский, Московская обл., ул. Жуковского, д.1.
Телефоны: +7-903-141-60-85, 8-49848-3-21-00 доб. 32-81, 55-11, 53-61

https://www.tsagi.ru/institute/history/Demo_center/

Поздравляю с Днем образования "ЦАГИ" друзей и коллег!

Tags: Ан-124, Буран, Демоцентр ЦАГИ, Жуковский, М-50, Ту-144, Ту-204, Туполев, ЦАГИ, авиация, вертолеты, испытания, история, космос, музей, самолеты
Subscribe

Posts from This Journal “Жуковский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments