saidpvo (saidpvo) wrote,
saidpvo
saidpvo

Categories:

50 лет принятию ЗРК "Круг" на вооружение

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1958 г. "О создании опытного образца зенитно-ракетной системы "Круг" были определены основные характеристики ЗРК, кооперация головных исполнителей по средствам комплекса и сроки проведения работ, определяющие выход на совместные (государственные) испытания в III кв. 1961 г.
Зенитный ракетный комплекс предназначался для перехвата целей, летящих со скоростями до 600 м/с на высотах от 3000 м до 25 000 м, на дальности до 45 км. Вероятность поражения цели типа фронтового бомбардировщика Ил-28 на высотах до 20 км одной ЗУР должна была составлять 0,8, при этом предусматривалась возможность маневра цели с перегрузкой до четырех единиц. Цель с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей истребителю МиГ-15 должна была обнаруживаться на дальности 115 км.
Головной организацией по разработке зенитного ракетного комплекса "Круг" (2К11) был определен НИИ-20 Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ), главным конструктором – В.П. Ефремов. В дальнейшем эта организация была переведена в подчинение Госкомитета по радиоэлектронике (ГКРЭ), затем переименована в Научно-исследовательский электромеханический институт (НИЭМИ) Минрадиопрома (МРП), в настоящее время входит в Концерн ПВО "Алмаз-Антей" как составная часть ГСКБ "Алмаз-Антей".

Станция наведения ракет 1С32 комплекса "Круг" разрабатывалась в том же НИИ-20 главным конструктором И.М. Дризе.
Разработку ЗУР на конкурсной основе поручили двум артиллерийским КБ, имевшим довольно большой опыт создания зенитных пушек. Разработчиком ЗУР массой 2000 кг с твердотопливным двигателем был назначен знаменитый В.Г.Грабин, главный конструктор расположенного в подмосковном Калининграде ЦНИИ-58 ГКОТ. Ракету КС-40 (3М8) массой 1800 кг с прямоточным двигателем должен был создать коллектив ОКБ-8 Свердловского СНХ (ныне ОКБ "Новатор") во главе с Л.В.Люльевым.
Работы Грабина продолжались относительно недолго. Разрабатываемая им ракета С-134 также оснащалась прямоточным двигателем. В отличие от свердловского образца доступ воздуха в камеру сгорания осуществлялся через 4 секторных воздухозаборника. Грабинская фирма самостоятельно разрабатывала и пусковую установку под индексом С-135. В целом вся эта работа велась чуть больше года – 4 июля 1959 г. постановлением правительства ЦНИИ-58 присоединили к расположенному поблизости ОКБ-1 С.П.Королева. Сам Грабин оказался не у дел, на преподавательской работе в МВТУ, а большинство его бывших сотрудников под руководством Сергея Павловича приступили к проектированию твердотопливных баллистических ракет стратегического назначения.
Однако, конкурсный характер разработки сохранялся – к созданию ракет для "Круга" подключился главный конструктор ОКБ-2 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ) (ныне МКБ "Факел") П.Д. Грушин, предложивший для комплекса "Круг" ракету В-757Кр ("изделие 19Д") – вариант своей ЗУР В-757 ("изделие 17Д") с прямоточным двигателем на твердом топливе, разрабатывавшейся в те же годы для Войск ПВО страны. Комплекс "Круг" с грушинской ракетой В-757Кр (3М10) получил обозначение 2К11М. Позже МКБ "Факел" предложило оснастить ЗРК "Круг" сухопутной модификацией ЗУР 4К60, разработанной для корабельного ЗРК М-11.
Первоначально все испытания зенитных ракет комплекса предполагалось проводить на Донгузском полигоне в Оренбургской области, но он оказался слишком мал с учетом требуемых дальностей пусков ракет. Поэтому в 1959 г. группа представителей ГАУ, Донгузского полигона и НИИ-3 ГАУ выбрала для нового полигона район размером около примерно 300 на 100 км в Голой степи Казахстана. Управление полигона и жилой городок расположились примерно в 10 км от железнодорожной станции Эмба. В июле 1960 г. начались первые геодезические и строительные работы, которые проводились под непосредственным руководством Н.А.Рощицского, назначенного начальником полигона. К началу совместных испытаний в 1963 году на полигоне была подготовлены наиболее необходимые испытательные и измерительные площадки, штабные и научно-исследовательские помещения, построен минимальный объем жилых зданий, гостиниц, столовых и других объектов. Полный объем необходимой инфраструктуры (включая аэродром с базированием на нем смешанного авиационного полка) был создан в дальнейшем, обеспечив испытания более совершенных зенитных ракетных и радиоэлектронных средств. Новый объект получил наименование II-го Государственного испытательного полигона.
Первоначальные планы предусматривали поставку на полигон телеметрических ракет в I кв. 1959 г., станций наведения ракет - к июню, а станций обнаружения целей – в III кв. того же года.
Фактически только 26 ноября 1959 г. состоялись первое из 10 бросковых испытания макета ракеты с натурными стартовыми двигателями, в ходе которых выявились первые неприятности – флаттер, разрушение ракеты при отделении стартовиков. Летная отработка маршевого двигателя 4 пусками ракет без аппаратуры управления началась с июня 1960 г. С августа, так и не добившись устойчивой работы двигателя, приступили к осуществлению программных пусков ракет, оснащенных автопилотом, но без аппаратуры радиоуправления. До июня следующего года выполнили 32 таких пуска. Из них первые 16 ракет оснащались упрощенным автопилотом, не обеспечивающим управление по крену и турбонасосным агрегатом без устройства регулирования расхода топлива. Из 26 пусков, выполненных до конца 1960 года, шесть ракет разрушились в полете, у семи – не включился маршевый двигатель и только 12 стрельб были относительно успешными.
Учитывая задержки с отработкой ракет, решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) при СМ СССР от 2 февраля 1961 г. № 17 было предложено для скорейшей отработки наземных средств комплекса в мае провести пуски ракет В-750 ВН комплекса С-75 с бортовой аппаратурой КРБ ракет ЗРК "Круг" с тем, что бы в августе перейти к совместным испытаниям комплекса со штатной ракетой ЗМ8. Однако, к этому времени первая станция наведения ракет еще находилась в стадии отладки, а второй образец - в состоянии поставки отдельных блоков.
С учетом большого количества неудач на испытаниях ракет ЗМ8 по решению Госкомитета по авиационной технике от 25 августа 1961 г. была создана специальная экспертная комиссия по выработке мероприятий по доработке ракеты. Большинство аварий было связано с прогарами камеры сгорания, отказами в работе бортовой аппаратуры КРБ, недостаточной прочностью ряда элементов конструкции.
Спустя месяц, по рекомендациям комиссии было принято решение изменить конструкцию стабилизаторов горения, устранить зоны отрыва потока и повысить жаростойкость камеры сгорания маршевого двигателя. До конца года предусматривалось проведение дополнительных огневых испытаний двигателя на стендах ЦИАМ, а также виброиспытаний аппаратуры КРБ и бортового преобразователя тока ПТ-10 – сперва автономно, а затем в составе ракеты.
Помимо неработоспособности аппаратуры при воздействии вибраций и недоработанности двигателей, в ходе летных испытаний также выявилось несоответствие летно-технических характеристик ракеты заданным. Ни в одном из выполненных в 1960-1961 гг. 55 пусков не удалось достичь максимальной дальности. По расчетным оценкам не обеспечивался заданный уровень маневренности на больших высотах. НИИ648 задерживал разработку опытного образца головки самонаведения (ГСН) ракеты. Не была завершена отработка бортового источника питания. К концу 1961 г. – началу 1962 г. существенно изменилось отношение военно-промышленного руководства к грушинской ракете В-757Кр. До того, в условиях неудач с испытаниями ЗУР ЗМ8, намного больший опыт Грушина в сравнении с Люльевым в создании зенитных ракет способствовал тому, что ракета В-757Кр уже рассматривалась как основной вариант ЗУР для комплекса "Круг". Несколько худшие габаритные показатели этой грушинской ракеты в какой-то мере компенсировались межвидовой унификацией ракетой В-757 ("изделием 17Д"), разрабатываемой для ЗРК С-75М Войск ПВО страны – очередной модернизации комплекса С-75. Однако, прямоточный двигатель оказался "крепким орешком" и для коллектива ОКБ-2. Отработка ракеты с ПВРД задерживалась, а уже в 1960 г. на вооружение в составе ЗРК С-75М поступила обычная жидкостная ракета В-755 – по сути дела, основательно доработанная ракета В750ВН. Не закончив разработку ракеты В-757, грушинцы занялись новой ЗУР с ПВРД – В-758 ("изделие 22Д"). В этих условиях, несмотря на неудачи с ЗМ8, вариант комплекса 2К11М с ракетой Грушина В757Кр стал рассматриваться как второстепенный. В частности, решением ВПК от 28 декабря 1961 г. было поручено рассмотреть возможность размещения ракеты В-757Кр на штатной пусковой установке 2П24 вместо ранее изготовленной в одном опытном экземпляре ПУ 2П28, спроектированной также на шасси типа СУ-100П специально для грушинской ракеты. После фактического прекращения испытаний ракеты В-757, Решением ВПК от 17 октября 1962 г. был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения работ по ракете В-757Кр и вскоре они были прекращены.
Однако, состояние работ и по ракете Люльева ни в коей мере не радовало, хотя с мая 1962 г. начались заводские испытания ракет с аппаратурой радиоуправления. К концу 1962 г. так и не достигли надежной работы бортовой аппаратуры КРБ, не определили баллистические возможности ракеты, не успели ввести в строй вторую станцию наведения ракет. С другой стороны, был и обнадеживающий результат – анализ возможностей станции наведения ракет и динамики наведения ЗУР показал возможность обеспечения приемлемой точности при использовании только радиокомандной системы управления. Более того, при отсутствии ГСН снимались жесткие ограничения по углу атаки, что повысило маневренные возможности ракеты.
Поэтому Решением ВПК от 12 января 1963 г. было утверждено предложение Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) и промышленности о проведении совместных летных испытаний (СЛИ) в два этапа – сначала только с радиокомандной системой, затем с ГСН. Тем самым фактически начался процесс отказа от применения на ракете комбинированной системы наведения с полуактивной ГСН в пользу уже освоенных в ЗРК С-25, С-75 и С-125 чисто радиокомандных систем.
Однако испытания ракеты 3М8 по-прежнему шли очень трудно.
До начала совместных испытаний в ходе заводских испытаний по апрель 1963 г. провели 26 пусков. Большинство из них было выполнено по так называемым электронным целям, две – по парашютным мишеням, четыре – по переоборудованным Ил-28.
В процессе совместных испытаний с января по май 1963 года было выполнено восемь пусков, из них три закончились неудачей. Не было ни одного успешного пуска ракет при угле возвышения направляющих более 46 град., в то время как требовалось обеспечить возможность старта при углах до 60 град.
Из 25 пусков, выполненных с февраля по август 1963 г., только семь прошли успешно – удалось сбить мишени – Ил-28. Готовились "оргвыводы", но основные недостатки были уже вскрыты и до конца года удалось успешно провести еще пару пусков. Ракеты поступали на полигон несвоевременно – из требуемых 40 ЗУР была поставлена только 21. Медленно – в течение трех недель – обрабатывались результаты испытаний. Не были доведены до полного состава и наземные средства комплекса – машины не были укомплектованы аппаратурой навигации, ориентирования и топопривязки, системами телекодовой связи 1С62 и 1С63. Часто выходили из строя газотурбинные установки энергоснабжения машин. Только на второй пусковой установке звукоизоляция была доведена до состояния, обеспечивающего возможность проведения пуска при нахождении личного состава внутри 2П24.

В целом в ходе совместных испытаний с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. был проведен 41 пуск ЗУР, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Четыре случая флаттера крыла потребовали введения противофлаттерных балансиров, три "бедных" срыва процесса горения – доработки регулятора подачи топлива, шесть взрывов изопропилнитрата – совершенствования топливной системы, два отказа радиовзрывателя – доработки его схемы.
Однако, на завершающей стадии испытания проходили в основном успешно и Государственная комиссия под председательством А.Г.Бурыкина рекомендовала комплекс к принятию на вооружение.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, принятое, 26 октября 1964 г. – "О принятии на вооружение подвижного зенитного управляемого реактивного комплекса "Круг" с ЗУР 3М8" определило основные характеристики комплекса. Большинство требований по основным характеристикам, заданных постановлением 1958 года, было; выполнено. Исключение составлял диапазон высот полета поражаемых целей – 3000-23500 м - не добиралось 1500 м по требуемой максимальной досягаемости по высоте. Диапазон дальностей поражения составлял 11-45 км, максимальный курсовой параметр (удаление трассы цели от позиции ЗРК в боковом направлении) – 18 км. По обеспечиваемой максимальной скорости цели - до 800 м/с – первоначальные требования были превышены на 200 м/с. Дальность обнаружения объекта с ЭПР, соответствующей МиГ-15, составляла 115 км. Типовая цель– истребитель-бомбардировщик F-4С или F-105D – поражалась с вероятностью 0,7. Время реакции комплекса составляло 60 секунд.
Наряду с ракетами и рассмотренными выше агрегатами зенитно-ракетных дивизионов на вооружение принимались транспортно-заряжаюшие машины 2Т6, транспортные машины 9Т25, контрольно-испытательные проверочные станции 2В9, а также другое оборудование и системы.

Постановлением от 26 октября 1964 г. определялась и кооперация основных предприятий - изготовителей элементов комплекса. Серийное производство станций обнаружения 1С12 осуществлялось на Лианозовском электромеханическом заводе МРП (ныне ЛЭМЗ), станций наведения ракет 1С32 – на Марийском машиностроительном заводе МРП. Пусковые установки 2П24 и ракеты выпускались на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И.Калинина МАП (ныне Машиностроительный завод им. М.И. Калинина). Поблизости, на Свердловском заводе электроавтоматики шло серийное производство комплекса управления К-1 "Краб".

далее - http://pvo.guns.ru/krug/krug.htm
Tags: ЗРК, Концерн ВКО Алмаз-Антей, Круг, НИЭМИ, Новатор, ПВО
Subscribe

  • Новые модельные работы Малика Аминова

    Если вы помните, то мой брат Малик собирал в основном модели авиационной техники, но с недавних пор он перешел на флот и сухопутные войска. 1.…

  • Ракеты "Факела"

    Машиностроительное конструкторское бюро "Факел" было создано 20 ноября 1953 года специально для разработки зенитных управляемых ракет.…

  • Падение "Ночного ястреба"

    Полковник Сербской армии Славиша Голубович получил престижную литературную премию Международного Славянского Литературного Форума «Золотой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments